"Портрет среднего бюргера индустриальной эпохи, эпохи т.н. производительного капитализма, был прост и тем приятен. Это был кормилец семьи, трудоустроенный на постоянной основе, и на этой же основе усердно повышавший свой уровень благосостояния. Поначалу это касалось только служащих, по возможности с образованием, т.е. это был, скажем, бухгалтер на фабрике или учитель в гимназии. Предпринимателей это тоже касалось, причем и крупных, и мелких - и владелец сталелитейного завода, и хозяин аптеки жили ровно по тем же правилам, просто ели немножко разное. Из этой схемы выбивался пролетариат, и выбивался именно тем, что не имел постоянной основы, хотя и хотел - трудоустроенность его была ненадежной плюс платили не очень, отчего пролетариат очень страдал и даже норовил взбунтоваться. Когда после Великой депрессии и разных коммунистических демаршей сообразили, что рабочим надо нормально платить - пролетариат стройными рядами перешел в средние бюргеры с ровно такими же ценностями и ровно такой же биографией, с небольшой поправкой на скромность дохода.
Идеалом индустриального среднего бюргера была стабильность, а если и движение, то исключительно поступательное. Всякое туда-сюда социально не одобрялось и считалось признаком малоумия и маргинальности. Всю жизнь в одной фирме и в одной профессии, творческий путь от стажера до главы департамета, а также от съемной мансарды до домика с лужайкой. Идентичность индустриального бюргера складывалась из двух статусов - профессионального (привет из доиндустриальной экономики, принадлежность к цеху или гильдии) и имущественного (опять-таки привет оттуда же, имущественный статус заменил прежний сословный, теперь было одно сословие - третье).
Культура, которую Господь создал, чтобы обслуживать экономику, генерировала соответствующие шаблоны. Профессия - раз и навсегда, брачный союз - аналогично. И то и другое работало на главную цель - домик с лужайкой. Если не брать элиту, женившуюся с целью объединения своих гигантских капиталов, и совсем нищих, создававших пары ради голого выживания, - средняя бюргерская семья создавалась не для всяких глупостей, а для того, чтобы приобретать с каждым годом все более нарядных садовых гномов."
Это кусок из моей новой колонки на Текстерре. Колонка, на мой взгляд, получилась очень удачная.
Целиком читать
здесь.