malka_lorenz (malka_lorenz) wrote,
malka_lorenz
malka_lorenz

Categories:

Солнечный Михалков

В школе Бунин был моим любимым писателем. Во-первых, в школе про него не было ни звука, а во-вторых, он стоял у нас во "взрослом" книжном шкафу, в который мне лазать запрещалось. Естественно, взрослый шкаф был прочитан весь, порой стоя у полок и прислушиваясь, не повернется ли ключ в замке, а местами выучен наизусть.

Почему мои родители отнесли Бунина к взрослому чтению - мне не очень понятно до сих пор. Может быть, из-за "Темных аллей", монашески целомудренных даже на мой тогдашний взгляд. Их я прочла в первую очередь, и многое осталось непонятым. "Чистый понедельник" я до сих пор считаю историей про паньски вытребеньки, всякие Митины любови и прочая мура про деревенские каникулы пубертатных бездельников тоже как-то не пошла. "Легкое дыхание", от которого млели продвинутые сверстницы, казалось мне тоже рассказом о необъяснимой придури избалованных подростков. Т.е. я понимала, что это про юное томление и всякую прочую несбыточность, но меня так бесила праздность и глупость персонажей, что сопереживания не выходило никакого.

Мне нравились вещи по-настоящему трагические. В этом же цикле есть две миниатюры, их обычно никто не читает, "Красавица" и "Дурочка". Первая - про мальчика-сиротку, которого никто в доме не замечает. Вторая - про деревенскую дурочку, которой барчук от скуки сделал ребенка, а потом выгнал обоих побираться, чтоб не мозолили глаза. Вот такое я понимала, да.

Ну и "Солнечный удар", конечно. Тогда я, малолетка, ни фига не поняла в коллизии, но была совершенно раздавлена ощущением непоправимости и безнадежности, оно, это ощущение, просто звенело, оно пело в каждом слове. Потом, уже взрослая, уже понимая что к чему, я была еще раз поражена этой интонацией, этой спокойной констатацией гибели, когда ничего, в сущности, особенного не случилось, но на самом деле случилось самое страшное, что может быть.

Потом автор написал "Окаянные дни" про то, что "Солнечный удар" - это было не самое страшное и вообще это была белая полоса.

Никогда не думала, что Бунина можно экранизировать (я видела несколько театральных постановок, и это был полный позор). С другой стороны, сумел же Михалков в свое время экранизировать Чехова, да так, что эти его фильмы стали легендой. Вот теперь он и Бунина снял, причем говорит в интервью, что замысел зрел чуть ли не полвека (ну понятно, кто бы ему дал при большевиках снимать "Окаянные дни"). Я в кино хожу нечасто, но на этот фильм точно пойду, у него 3-го октября премьера в Сербии (Михалков пижон, ага), а с 9-го он выходит у нас.
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 42 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

Recent Posts from This Journal