malka_lorenz (malka_lorenz) wrote,
malka_lorenz
malka_lorenz

Награда и герой

"Аритмию" режиссера Хлебникова только ленивый не сравнил еще с "Нелюбовью" Звягинцева, и этот ленивый - я. Поэтому я сейчас тоже сравню, раз уж так принято.

Про "Нелюбовь" я уже писала, опять же все ее уже видели, а у "Аритмии" на днях была премьера тире предпоказ. На днях фильм выходит в прокат, и да, на него надо идти.

Кино про врачей. Молодая пара, муж Яценко (гран-при за лучшую роль), жена Ирина Горбачева (культовая фигура и блогер, на нее даже моя дочь подписана). Она из врачебной династии, папа-светило, сама в клинике, впереди какая-то карьера, опять же сама красавица из хорошей семьи с загородным домом. Муж в виде Яценко - нелепый паренек без роду без племени, нищий и пьющий, работает на Скорой. Работа адская - голод-холод, несознательные граждане, дебильная система, начальство пинает, коллеги в клинике не ставят в грош, ни денег ни спасиба, вечно виноват плюс жена уходит, потому что он ей не пара. А он, всеми покинутый и презираемый, совершает свой ежедневный подвиг вопреки всему, и вот еще одна жизнь спасена, и есть верные друзья, и жена в итоге тоже одумалась и вроде бы уже не уходит, т.е. любовь победила и надежда есть.

Еще в фильме много и подробно показывают, как работает российская медицина в диапазоне от Скорой до приемного покоя. Это полезное и поучительное зрелище. Доктору мешают и вредят абсолютно все - пациенты, родственники пациентов, диспетчерская служба, начальство и другие доктора. Но доктор в этом фронтовом режиме все равно как-то умудряется работать и кого-то спасать вопреки системе.

Сравнивать "Нелюбовь" и "Аритмию" принято примерно так.
Общего у этих двух фильмов то, что они оба были на Кинотавре. При этом "Аритмия" получила Гран-при, из чего, несомненно, следует, что она гораздо лучше. У Звягинцева все какие-то противные отморозки, а у Хлебникова все, наоборот, симпатичные и человечные. У Звягинцева все кончается плохо, а у Хлебникова все кончается не то чтобы хорошо, но все-таки небезнадежно. Поэтому Звягинцев - чернуха и депрессняк, а Хлебников позитивный конструктив и конструктивный позитив.

На самом деле все, конечно, немножко не так.

Оба фильма про войну и про человека на войне. Это не та война, где стреляют в буквальном смысле, но это все равно она. Только у Звягинцева война закончилась и она проиграна, а у Хлебникова она еще идет и неизвестно чем кончится. Поэтому в "Нелюбви" живых уже нет, вокруг ползают разнообразные зомби, ландшафт соответствующий, а единственные приличные персонажи - поисковики-волонтеры, армия теней и ангельское воинство, т.е. они как бы не совсем люди и вообще не отсюда, а здесь уже нечего спасать.

У Хлебникова война в разгаре, и все еще живы. Держат рубежи и сражаются отважно. Главный герой в звании рядового гниет в окопе, но не сдается, каждый день затыкает собой вражескую амбразуру. Вид у него не бравый, для парада он не годен, все награды достанутся толстомордым генералам, а ему - гауптвахта или вообще трибунал, но эту войну выиграет именно он. Поэтому и верные товарищи, боевое братство, поэтому и красавица в итоге достается ему - принцесса хочет любить героя, а не писаря из комендатуры.

Да, трудно и мрачно, да, потери, да, тупое командование и сильный враг, но еще не конец и есть кураж. Есть отвага, священное безумие, гибельный восторг. Финальная сцена, где пробка на зимнем шоссе расступается перед Скорой - так кончается именно фильм о войне, это цитата из того жанра, из той эстетики, из героической.

Поэтому так душераздирающе выглядят домашние сцены, где этот маленький доктор, за день десять раз смертию смерть поправ, возвращается вечерами с этой своей войны без единого трофея и отчаянно не вписывается в мирную жизнь. Здесь он ничего не умеет, здесь он слаб и смешон, помеха и балласт. Свою мужественность он уже реализовал на работе, до дома он ее не донес, у него столько нет, чтобы хватило и там и там. Влюбиться в такого может либо медсестра, либо пациентка - та, что видела его в бою, прекрасным и грозным, бесстрашным и всемогущим.
Но он почему-то на медсестру не согласен, а хочет он именно принцессу. Герой всегда хочет принцессу, такова его природа.

Герой, снявши доспехи, вообще-то не имеет на принцессу никаких шансов, если он ее не спасал от дракона. То, что маленький храбрый доктор, усталый бестолковый пьяница, получает обратно свою принцессу-жену - это необъяснимое чудо было бы невозможно ни в мелодраме, ни в какой-то другой бытовой истории, такое бывает только в героическом эпосе. Награда нашла героя, небеса его оценили.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 36 comments