malka_lorenz (malka_lorenz) wrote,
malka_lorenz
malka_lorenz

Рыба моей мечты

Когда мужчина пытается за мной ухаживать, ему приходится нелегко во всех отношениях. Во-первых, у меня скверный характер. Но это полбеды, кто вникает в такие мелочи. Главная проблема - куда пойти. Нет, не в этом смысле. До того.

Обычно-то даму ведут в кино. Все привыкли, что дама смирилась и не ропщет, утешается попкорном. Со мной этот трюк не проходит. Я признаю только российское кино и только некоммерческое (я не шучу, это действительно так). Средний мужчина этого аттракциона вынести не способен. Ему это медленно, мрачно и скучно. Это не про него, а про какие-то непонятные тонкости, от которых он впадает в кататонию.

Фильм Антона Бильжо "Рыба-мечта" - тот редкий случай, когда независимое кино, во-первых, вообще попало в прокат, а во-вторых, когда на независимое кино можно идти с мужчиной, и мужчина не будет тосковать и проситься вон. Он даже сделается на какое-то время интеллектуально активен. Я это не придумала - предпросмотр уже был и эффект проверен. Теперь фильм выходит на экраны и надо на него идти, пока дают.

Кино снято интеллигентами для интеллигентов и про интеллигентов. На свои деньги снято, между прочим. Российский интеллигент, особенно питерский, всегда умел даже из двухрублевой курицы соорудить художественное высказывание, глубокое и ироничное. Этот его талант особенно пышно расцвел в 90-е, когда денег не было ни копейки, а высказываний скопилось - успеть бы высказать. Именно тогда родилось малобюджетное кино как отдельный жанр, где дешевизна проекта превратилась из стыдноватой подробности в особую доблесть.

Эстонский курорт Усть-Нарва, где снимался фильм про рыбу, всегда символизировал романтическое захолустье, а после перестройки стал символизировать упадок и декаданс, бедняцкий минимализм и прочую герцогиню в изгнании. В хороших советских фильмах, в отличие от плохих, курорт всегда был мрачным и безлюдным местом, где каждый пень дышал неприкаянностью, и эта традиция в фильме прослеживается - несмотря на явные отсылки к Линчу, привет от "Ассы" тоже налицо.

В этих декорациях разворачивается драма петербургского корректора и его водоплавающей подруги. Корректор приехал в эту глушь не глупостями заниматься, а корректировать энциклопедию подводного мира. Автор энциклопедии куда-то делся, и похоже, этот автор знал про морскую фауну что-то важное, но унес это знание чуть ли не в могилу. Корректор, вооружившись карандашом, идет по следу.

Дальше начинается то ли притча, то ли сеанс психоанализа. Морская дева спасает чувака от утопления и буксирует его на берег. Чувак очарован. Дева в земных обычаях сечет не очень, ходит раздетая, жрет живую рыбу и поет без слов. Спасенного принца любит самозабвенно и бессловесно. У нее есть сестры, такие же странные, и могущественный папа, не одобряющий этих экспедиций в мир людей. Все понятно, да. Мечта плывет прямо в руки герою, причем в буквальном смысле слова, и, как это всегда и бывает, герой, овладевши мечтой (опять-таки в прямом смысле), не знает, куда ее девать.

Герой системы "маленький человек" вообще к счастью не готов, обращаться с ним не умеет, зато тосковать умеет за четверых, будучи идейным наследником Акакия Акакиевича Лукашина. С морской фауной ему поладить сложно, но и в мире людей он трагически чужой.

Мир людей, понятное дело, не выдерживает никакой критики. В нем доминирует отвратительный жлоб Максим Виторган и в качестве кордебалета - две теплые зверюшки, блондинка в леопарде и брюнетка в зебре (или наоборот, неважно, главное, что зоопарк). С богомерзким Виторганом робкий корректор то дружит, то сражается, то зачем-то разговаривает и вообще ведет себя как шестиклассник с дворовым хулиганом, символизирующим животное начало всеми доступными способами.

Земноводное начало тем временем окончательно достало его своей непостижимостью, превращаться в морскую пену не желает и вообще ведет себя в земном мире удивительно неделикатно. Естественность всегда выглядит неестественно, увы.

В той сцене, где грубый Виторган, дитя порока, добрался-таки до героини, сказка про Русалочку прерывается явной Мухой-Цокотухой, что только усугубляет драму, потому что рыба рыбой, а насекомое - это уже чересчур, видовой барьер приобретает непоправимую форму. Весь фильм наполнен цитатами и аллюзиями, чтобы не сказать реминесценциями, и мыслящий человек может их всю дорогу сладострастно расшифровывать - удовольствие редкое, особенно в кино, потому что таких фильмов, к сожалению, снимают мало.
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 13 comments
Можно пойти на разные фильмы...)
Кон гениально.
А как начинался пост? Вот думаешь.., сейчас распотрошит никчемных мужиков вдрызг, но все кончится хорошо... может даже сексом. Ан нет! Какое потрясающее эссе, вернее рецензия на (видимо) хороший фильм. Браво Соня! Неожиданный ход, с поворотом сюжета удался на славу.
ты хороший зритель - все метацитаты видишь, кто где наследил
Люблю фильмы расшифровывать! Надо бы сходить.

Посмотреть надо обязательно. А от чего морская дева спасает героя?

От утопления же.

Да не утонуть там :)))Нарвский залив в Нарва Йыесу мееееелкий :)))

Акакий Акакиевич Лукашин- Бгггггг:
Да. Это прямо в десятку.
+1
Боже мой, а это-то кто проплатил? Нет, все уже привыкли, что Малка зарабатывает на своём бложике (странно было бы, если бы нет). К широкому ассортименту рекламодателей тоже уже попривыкли - дура Юрковская, турфирмы всякие, косметика, шмотки, застройщики. Посты Лары Галль продвигаются - ну это по дружбе, ОК.
Ну ладно, хозяин - барин.

Но хотя бы хотелось понимать, кому вот эту лабуду проталкивать надо? Ну просто интересно?
Чудны дела твои, Господи...
Спасибо за наводку, это стоит посмотреть! Но откуда вы узнали об этом фильме?
Даже по радио и ТВ (вскользь как-то) говорили об этом фильме. И тут Вы с отзывом. Убедили. Стоит посмотреть. Спасибо!